Как не выбрать clients from hell? Сборка 1.0

Развитие любого бизнеса всегда зависит от того, каких клиентов вы выбираете. Правильный выбор дает уверенный рост в обозримой перспективе, в то время как «геморройные» клиенты способны поставить под вопрос сам факт существования вашей студии. Я постарался собрать клиентов из зоны риска, брать которых в работу лучше не стоит. Сегодня первая партия.

Частные лица

Сотрудничество с частными лицами самый проблематичный сегмент, поэтому многие студии не работают с частниками в принице, например, Студия Лебедева и они в этом не одиноки. Не смотря на некий избыточный пафос и брань, на сайте студии весьма понятно написано следующее:

Мы принципиально не работаем с частными лицами, политическими и религиозными организациями, мудаками, а также с теми, чьи убеждения противоречат нашим.

Есть масса причин почему не стоит работать с частниками. Один человек это всегда риски, отсутствие стабильности и аматерский уровень как бизнес процессов, так и зрелости (понимания) своего бизнеса. Кстати, это справедливо в обе стороны и к клиенту и к исполнителю. Мы не будем рассматривать частные случаи, когда один человек с большим опытом работы в компаниях успешно сотрудничает с веб студией, это редкий случай. В 80% у вас рано или поздно возникнут проблемы в сотрудничестве. Не стоит так же забывать о бюджетах проекта, у частных лиц они как правило очень скромны. Размениваясь в работе на очень простые проекты, вебстудия имеет все шансы деградировать профессионально.

Не хотят расти

Бюджеты или задачи по развитию сайта в хороших компаниях растут параллельно с ростом самого бизнеса. При системном подходе, Интернет почти бездонное море клиентов и тут всегда есть куда расти. Разработчикам комфортнее работать с небольшим количеством крупных клиентов, обеспечивая таким образом глубокие понимания будущих изненения и правок. Все поверхностные задачи давно сделаны и дальнейшие результаты «с казачка» не получатся. Внося на ресурс сложные правки, профессионально растет и сам разработчик и клиент. Если клиент не проявляет интереса к проекту и его развитию параллельно с ростом своего бизнеса, лучше попрощаться с ним на мажорной ноте.

Не видят в вас партнера

Крайне редко есть особый смысл прогибаться под клиента, который не уважает и не видит в вашей компании партнера, который растет вместе с ним. Неоплаченные счета, неутвержденные правки, игнорирование коммуникации, развязная манера общения со стороны клиента не приемлема так же как и непрофессиональное поведение подрядчика. Болезненный миф, который возник в постсоветском пространстве, что «клиент всегда прав» всего лишь следствие длительного неуважения сотрудников сферы обслуживания СССР (бери что дают или уходи). Сейчас понятие клиента в сфере веб разработки плавно перетекает в партнера, т.к. на самом деле рост бизнеса обоих связан. Не будем кривить душой, что вебстудию открывают тоже с целью прибыли и если клиент вам ее не обеспечивает, не стоит хвататься за него всеми конечностями. Увольняйте клиентов. Потерять с умным лучше, чем найти с дураком ©

Какое техническое задание?

Наверное, количество кейсов про «мы начали работать без ТЗ и это был ад» перевалит за разумные человеческие цифры. И все равно компании разработчики берут на борт клиентов, которые не способны сформировать свои требования к будущему продукту. Как правило, это происходит из-за жадности. Клиент не располагает техническими специалистами, способными составить ТЗ, а у исполнителя есть срочная необходимость в новых проектах. Я подскажу простой способ решить эту задачу:

Если клиент не может самостоятельно написать ТЗ, наймите для этой задачи бизнес аналитика. Его услуги составляют небольшой процент от общей стоимости проекта. Не зависимо от размеров задачи (чем больше, тем критичнее), это сделает сотрудничество успешным и плодотворным.

Игорь Чишкала

Директор по технологиям в SoftForge. Люблю ИТ, пишу технические статьи в этом блоге или для сайта фриланс-биржи Upwork. Кодю на PHP с использованием фреймворков Laravel или Symfony.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *